Что должен знать и уметь ребёнок в 3-4 года
Развитие психических процессов у ребенка 3-4 лет
Происходит дальнейшее развитие всех психических процессов. Внимание остается непроизвольным. Ребенок 3-4 лет может удерживать его 10-15 минут, но если занятие, которым увлечен малыш, достаточно интересное для него, он может уделить ему гораздо больше времени.
Память в младшем дошкольном возрасте также непроизвольная. Ребенок запоминает только то, что имеет яркую эмоциональную окраску, причем как положительных, так и отрицательных моментов.
Мышление в начале четвертого года жизни остается наглядно-действенным, но к четырем годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Ребенок уже пытается анализировать, сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, находить отличия между предметами, делать простейшие выводы.
Продолжает активно развиваться речь. Трехлетний малыш может говорить фразами и предложениями, умеет выражать словами свои желания, мысли и чувства. В три года малыш должен уметь называть свое имя и возраст. Ребенок способен воспринимать короткие рассказы без картинок. Малыш интересуется значением различных слов, развивается словарный запас ребенка.
К четырехлетнему возрасту велика потребность ребенка в общении со сверстниками. В этом возрасте ребенок уже может вести непринужденную беседу, рассказывать о простых событиях, пересказывать короткие тексты.
Начинает развиваться воображение. Ребенок способен заменить недостающий предмет предметами-заменителями, например, ложку может заменить палочкой, тарелку — баночкой.
Игра - основной вид деятельности ребенка 3-4 лет
Ведущая деятельность — игра. Значение игры для детей 3-4 лет чрезвычайно велико.В основном дети младшего дошкольного возраста играют с игрушками и предметами-заместителями. Сюжеты игры еще достаточно простые, содержащие не более 1-2 ролей. Начинают формироваться игры с правилами.
В три года детям доступны гендерные роли: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Соотносят себя с представителями своего пола, различают других людей по половому признаку. Начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола.
Для малышей 3-4 лет характерна высокая двигательная активность. Следует формировать такие физические качества, как координация движений, скорость, гибкость, выносливость.
Математические представления
- В три-четыре года малыш должен уметь считать до пяти, показывать соответствующее количество пальчиков на руке, (отсчитывать счетные палочки или другие предметы в пределах пяти);
- А также считать в обратном порядке от пяти до одного;
- При пересчете предметов использовать порядковые числительные (первый, второй, третий) и количественные числительные (один, два, три)
- Знать как обозначаются письменно числа от одного до пяти, уметь их писать;
- Называть предыдущее и последующее число для заданного числа;
- В этом возрасте ребенка следует научить сравнивать количество предметов, используя слова «больше», «меньше», «столько же»;
- Уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (выше-ниже, вверху-внизу, справа-слева, в центре, между)
- Ребенок должен свободно ориентироваться в таких понятиях, как «большой-маленький», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «высокий-низкий»;
- Знать следующие геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и овал и уметь рисоватьих;
- а также соотносить эти геометрические фигуры с предметами соответствующих форм;
- уметь различать предметы по форме, размеру и цвету
- знать геометрические тела шар и куб, различать предметы в виде шара и куба.
Развитие речи
- Ребенок 3-4 лет должен понимать речь взрослого.
- В 3-4 года ребенок учится правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, за, под, над, около, между;
- Различать и называть части предметов: у дома дверь, окно, крыша; у машины кабина, кузов, колеса, дверцы, руль;
- Знать наизусть несколько небольших стихотворений, героев сказок, учиться пересказывать коротенькие сказки, учиться составлять рассказ по картине из 3-4 предложений;
- Учите ребенка использовать в речи распространенные предложения.
- Малыш должен уметь пользоваться вежливой формой обращения к взрослым: проходите, дайте, возьмите, а также пользоваться вежливыми словами: здравствуйте, спасибо, пожалуйста;
- Словарный запас должен быть более 1500 слов.
Окружающий мир
- В три-четыре года ребенок должен различать диких и домашних животных, называть их детенышей, знать где живут, чем питаются;
- Владеть элементарными знаниями о птицах, рыбах, насекомых, знать и уметь называть несколько представителей каждого вида;
- Учить названия времен года, знать их последовательность и признаки;
- Различать фрукты, овощи, грибы, ягоды, иметь о них элементарные представления об их признаках, знать,что где растет;
- Учить названия дней недели и времени суток: утро, день, вечер, ночь и уметь определять их;
- Ребенок должен знать свою фамилию, имя, а также имена и фамилии членов своей семьи и название населенного пункта в котором он живет;
- Малышу необходимо иметь представление о некоторых профессиях: врач, учитель, повар, шофер;
- Знать и уметь показывать названия частей тела человека и животных;
- Иметь представление о бережном отношении к природе (нельзя ломать ветки, ходить по клумбам, разбрасывать мусор, обижать животных);
- Владеть знаниями о правилах безопасности (нельзя уходить от взрослых, выходить на дорогу без взрослых, трогать горячие предметы, брать таблетки);
- Учить помогать взрослым наводить порядок.
Память и внимание
- Ребенок трех-четырех лет должен удерживать внимание в течение 10-15 минут;
- Находить отличия между похожими картинками;
- Запоминать и воспроизводить несколько слов , движений, ритмов;
- Уметь рассказывать по памяти короткую сказку, мультфильм;
- Воспроизводить события текущего и прошедшего дня.
Логическое мышление
- В три-четыре года ребенок должен обладать умением объединять предметы в группы по цвету, размеру, форме;
- Уметь объединять предметы в логические пары (нитка-иголка, кисть-краска);
- В группе предметов уметь находить лишний (яблоко, груша, апельсин, огурец);
- Учиться определять последовательность событий (семя-росток-цветок);
- Складывать разрезную картинку из 4-6 частей.
Развитие мелкой моторики рук
- В три-четыре года ребенок должен уметь правильно держать в руке карандаш, кисть;
- Учиться обводить простые легкие рисунки;
- Уметь рисовать круги, линии, простые рисунки;
- Учиться заштриховывать рисунок в разных направлениях, не выходя за границы;
- Учить действиям с ножницами: правильно держать, резать по прямой, вырезать по анмеченному контуру;
- Учить выполнять несложную аппликацию, намазывать готовые детали клеем и приклеивать на намеченное место;
- Учить лепить из пластилина шарики и колбаски , соединять их между собой;
Развитие двигательных навыков
- Ребенок трех-четырех лет долен уметь прыгать на двух ногах на месте и продвигаясь вперед;
- Бегать, сохраняя равновесие, стоять на одной ноге, сохраняя равновесие, перепрыгивать через препятствия;
- Лазать по гимнстической стенке;
- Учиться действовать с мячом:подбрасывать его и ловить двумя руками; катать в заданном направлении; бросать и ловить мяч; ударять об пол и стараться поймать;
- Учить кататься на трехколесном велосипеде, на коньках и лыжах.