Родителям будущих первоклассников

 

«Быть готовым к школе – значит не только уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться…»

Л. А. Венгер.

Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Начало длительного учебного процесса, а именно поход в первый класс, - важное событие в жизни не только самого ребёнка, но и его родителей. К этому моменту нужно отнестись крайне внимательно и деликатно. Именно с данного момента начинается формирование ребёнка как социальной активной личности, устанавливается его позиция в коллективе, зарождается дружба, симпатии, и конечно же, первая любовь. 

Готов ли ребёнок к школе?

Многие родители задаются вопросами, как понять, готов ли ребенок к школе, и не рано ли его отдавать в первый класс. Понятие «готовности к школе» предполагает определенную степень зрелость всего организма и нервной системы к повышенным умственным и физическим нагрузкам. Самим родителям сложно определить это. Но, как отмечают психологи, важно, чтобы ребенок хотел идти в школу, понимал важность и необходимость учебы, признавал авторитет взрослых, умел внимательно слушать и выполнять задания, которые ему дают.

Должен ли первоклассник уметь читать? Это один из самых спорных вопросов, в ответе на который не сходятся даже педагоги.  На самом деле умение читать и писать при поступлении в школу не является обязательным. Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» и приказу Министерства образования и науки, в общеобразовательную организацию принимаются все дети, проживающие на территории, которая закреплена за школой.

Как правило, к школе ребёнок должен:

  • Знать свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи.
  • Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.
  • Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.
  • Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов), уравнивать множество предметов.
  • Уметь сравнивать группы предметов - больше, меньше или равно.
  • Уметь объединять предметы в группы (мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т.д).
  • Уметь находить в группе предметов лишний.Например, из группы «Одежда» убрать цветок.
  • Уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение.
  • Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.
  • Иметь пространственные представления (право, лево, вверх, вниз, под, над, из-за, из-под чего-либо).
  • Уметь культурно общаться с другими детьми.
  • Слушать старших и выполнять их распоряжения.

Готовимся вместе к 1 сентября!

Психологи сходятся во мнении: очень важно создать у ребенка эмоциональный позитивный настрой, чтобы он воспринимал 1 сентября и поход в школу как нечто радостное и приятное. То есть, необходимо подарить будущему первокласснику ощущение праздника, чтобы он с нетерпением и сам ожидал этого дня.

Что нельзя делать родителям будущих первоклассников:

1. Волноваться: дети чувствительны к отношению родителей к различным вещам. И если вы уверены, что школа – это страшно, то и ребенок будет так думать.

2. Запугивать: например, историями о том, как плохо было в школе вам, или как там все строго, страшно, и какие там все злые. Чем оптимистичней настрой, тем проще будет ребенку привыкнуть к новой обстановке.

3. Заставлять учиться: загружать ребенка учебой ни в коем случае нельзя. Если подготовка к школе и должна присутствовать, то умеренная. Ведь если ребенок вместо игр будет все время просиживать за учебой и уставать еще до начала занятий, то о школе у будущего первоклассника будет лишь негативное мнение.

Для ребенка в этот период очень сильно важна поддержка родителей. Поэтому, когда мы говорим «ты - большой, взрослый», мы навешиваем на него новую ответственность. А ребенку и так страшно. Он в принципе уже действительно большой, и понимает, что школа – это нечто другое, чем детский сад. Поэтому в этот важный этап  жизни малыша нужно поддержать.

Режим дня и комфортные условия

Организуйте ребенку режим дня, его рабочее место и рабочий процесс. У младших школьников план дня снижает тревогу, помогает физиологически справиться с возросшей нагрузкой. Утром расскажите ему о том, что когда у него закончатся уроки, кто за ним придет, чем потом они будут заниматься. Вечером, перед сном, вспоминайте, как прошел день, что было хорошего в нем.

Приготовьте комфортное для домашних занятий место: свет должен падать с левой стороны, стул и стол должен соответствовать росту ребенка. Научите ребенка складывать канцелярские принадлежности в определенное место, определите место для учебников, портфеля, сменной обуви и т.д. Задать правила с самого начала намного проще, чем потом переучивать ребенка.

При подготовке домашних заданий присутствие родителя на первых порах является обязательным! Родитель присутствует до тех пор, пока ребенок не освоится. Освоится - это значит начнет сам раскладывать вещи, находить нужные тетради, учебники, ручки.

Задача родителя – создать ощущение у ребенка, что он способен сам справиться со всеми заданиями. Постепенно родитель все меньше и меньше говорит и контролирует и дает ребенку все больше времени справиться с заданием. Сидит рядом, смотрит и начинает помогать только, когда ребенок просит о помощи. Когда ребенок с большей частью заданий справляется сам, родитель начинает отходить и оставлять ребенка одного, сначала на несколько минут. Постепенно родитель перестает сидеть с ребенком за уроками и оставляет за собой только контроль.

В магазин за покупками!

Еще один вопрос, который волнует родителей, что необходимо купить к началу учебных занятий.

Список вещей:

  • ранец (портфель)
  • школьная форма
  • сменная обувь
  • сумка для сменной обуви
  • спортивная форма
  • спортивная обувь
  • канцелярские принадлежности
  • принадлежности для уроков труда и рисования

Список канцелярских товаров для первоклассника:

  • дневник (уточнить у учителя о необходимости покупки, чаще его дарят первоклассникам в школе)
  • папка для тетрадей
  • тетради в клетку
  • тетради в косую линию
  • обложки для тетрадей
  • обложки для книг
  • подставка для книг
  • закладки для книг
  • пенал
  • ручки с синей пастой
  • ручка с зелёной пастой
  • простые карандаши ТМ
  • точилка с боксом
  • ластик
  • линейка 15-20 см

Принадлежности для уроков труда и рисования:

  • альбом для рисования - 2 шт. 
  • цветные карандаши - 12 цветов
  • акварельные краски - 12-14 цветов
  • баночка-непроливайка под воду
  • цветная бумага - 6-7 цветов
  • цветной картон - 7-10 цветов
  • белый картон
  • ножницы с тупыми концами с ориентацией на ведущую руку (левую или правую)
  • клей ПВА
  • клей-карандаш
  • кисть для рисования №1, №3
  • кисть для клея
  • пластилин 6-8 цветов
  • дощечка для лепки формата А4
  • клеенка на стол
  • фартук, защитные нарукавники

 Выбираем рюкзак

При выборе рюкзака необходимо учитывать несколько основных моментов. Это размер, вес, анатомическая форма, конструкция, посадка, прочность, практичность, качество используемых материалов и их безопасность.

Использование ранца не должно создавать никакого дискомфорта школьнику. Он должен быть максимально удобным (эргономичным), легким и простым в использовании. У ребенка должна быть возможность самостоятельно, без помощи взрослого, надевать и снимать рюкзак. Ранец должен подходить ребенку по размерам, соответствовать росту. Выбирайте максимально легкий рюкзак. Вес ранца без учебников для учащихся 1-4 классов должен быть не более 700 грамм.

Ткань предпочтительно выбирать прочную и водонепроницаемую. Лямки должны быть широкими и мягкими, чтобы они не давили на плечи, а равномерно распределяли нагрузку по всей спине.

Использование моделей с анатомической спинкой обеспечивает формирование правильной осанки ребенка, минимизирует давление на позвоночник и способствует правильному и равномерному распределению веса. Эти преимущества важны для данной вещи.

Поэтому, если финансовые возможности позволяют – лучше приобрести ортопедический рюкзак. Подбирая рюкзак, не забывайте, что помимо вышеизложенных требований, он также должен быть максимально безопасным. Наличие на ранце светоотражающих знаков или нашивок поможет ребенку быть заметным на дороге или тротуаре в вечернее время.

При выборе ранца обязательно учитывайте пожелания ребенка. Пусть ребенок сам выберет цвет и рисунок, ведь очень важно, чтобы ваш ребенок с удовольствием носил школьный рюкзак.

Выбираем школьные принадлежности и форму

По словам специалистов, необходимо составить список необходимых вещей. При выборе школьной формы нужно тщательно подобрать размер, чтобы ребенку было удобно ходить, сидеть и двигаться в одежде. Можно подобрать сразу несколько предметов школьной одежды, чтобы их можно было комбинировать.

К выбору обуви стоит также подойти со всей серьезностью: от того, что ребенок носит на ногах, зависит его здоровье. Рекомендуется обувь из натуральной кожи, нубука, текстиля.

Следующая статья расходов – это рюкзак и канцелярские принадлежности. Детям младшего и среднего возраста рекомендуют носить не рюкзак, а ранец, так как он держит форму и равномерно распределяет вес школьных учебников. Если вы сделали выбор в пользу рюкзака, выбирайте его с полужесткой ортопедической спинкой – это лучше, чем не удерживающий форму мешок. Особенно серьезно нужно подходить к покупке учебников, атласов, информационных материалов на технических носителях и т.д.

Адаптация к школе

Рекомендуется родителям обратить внимание на следующие моменты:

  1. С каким настроением ребенок идет в школу, и с каким возвращается.
  2. Что он рассказывает об уроках, одноклассниках и учителе.
  3. Что происходит со здоровьем: насколько ребенок утомляется, появились ли жалобы на головную боль или боль в животе, нарушение сна и аппетита.
  4. Какие вредные привычки появились: грызет ручку или ногти, навязчивые движения, заторможенность в движениях или, наоборот, расторможенность.
  5. Какое у ребенка поведение: обычное, появилась агрессия или плаксивость.

Если вы видите эти проявления, значит, период адаптации к школе затруднен и важно понять причину – что вызывает страхи и нежелание идти в школу

Также родителям следует интересоваться у учителя, как проходит учебный день, насколько ребенок активен во время урока, отвлекается, успевает ли выполнять задания в темпе всего класса.

По словам психологов, по степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы:

  • Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.
  • Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.
  • Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они «мешают» работать в классе.

Итак, первый период адаптации заканчивается к концу октября, второй период к концу декабря. Отнеситесь более внимательно к ребенку в эти первые полгода обучения!

Как понять, что адаптационный период ребенок проходит успешно?

  1. Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе - учение, а не экскурсии на природу и не наблюдение за хомячками в живом уголке.
  2. Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.
  3. Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру, уверенно ориентируется в школьном здании, при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых.
  4. У него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена.
  5. Ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы в классе.
  6. На вопрос: «А может быть, лучше вернуться в детский сад?» он решительно отвечает: «Нет!»

 

12 советов родителям будущих первоклассников

Защитите своих детей, или 10 советов, как обезопасить своего ребёнка

Скоро в школу! Или невредные советы родителям будущих первоклассников

 

Наверх

_____________________ 

Источники:

  1. Что нужно успеть за лето: советы родителям будущим первоклассников // https://zen.yandex.ru/media/shkoladoma/chto-nujno-uspet-za-leto-sovety-roditeliam-buduscih-pervoklassnikov-5ed66f69607b4521a5e9ba6b
  2. В школу, как на праздник. Полезные советы и рекомендации родителям будущих первоклассников // Алтайская правда // https://www.ap22.ru/paper/V-shkolu-kak-na-prazdnik-Sovety-roditelyam-buduschih-pervoklassnikov.html