Дополнительные услуги: Творческое объединение "Моя малая Родина"

Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна и требует иных подходов к организации воспитания и обучения подрастающего поколения.

По признанию педагогов и психологов  «А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова, Л.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и другие) период от рождения до поступления в школу имеет решающее значение для дальнейшего развития ребёнка. В этом возрасте интенсивно происходит его психическое развитие , формируется эмоционально-чувственное восприятие действительности, закладываются основы личности.

Утрата культурных ценностей народа и равнодушное отношение к опыту прошлых поколений объясняется отсутствием знаний и неразвитостью чувств детей, что приводит к эмоциональной глухоте, проявлению бездушия. Патриотическое воспитание – процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческим свершениями своего народа и его культурой. Его важность подчёркивается в государственных документах в области образования: Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», указе Президента «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания», приказе Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования»  и др., в которых говорится о необходимости включения регионального компонента в образовательную систему, чтобы у подрастающего поколения формировались социально-значимые ценности и личностные качества.

Дошкольное детство - это тот возраст, когда происходит зарождение элементарного образа мира, то есть складывается целостная система знаний и представлений о мире вообще, о других людях, о себе. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг эмоций, образов, представлений и привычек, которые усваиваются и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстают перед ребёнком: мир родной семьи, затем родного детского сада, в более старшем возрасте – мир родного края и, наконец, мир родной страны – отчизны России. Поэтому в основе детского отношения должны лежать доброта, гуманность, сострадание и терпимость. Именно это отношение ребенок пронесет через всю свою жизнь. Это и отношение к своему родному языку, обычаям и традициям. Это и отношение к природе, к живым существам, труду, сверстникам, к людям других национальностей. А приобретенные знания будут накладываться на это отношение. И, в конечном счете, именно это отношение будет определять, на что в будущем ребенок направит свои знания и способности.  

Программа «Моя малая Родина» составлена с учетом требований ФГОС ДО, государственного заказа (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников, материалов ФГОС ДО), общественного заказа (опрос детей и родителей).

Она ориентирована на детей дошкольного возраста и может быть реализована в различных видах совместной деятельности педагога с детьми и их родителями (законными представителями).

Методическое обеспечение:

  • Великой Победе посвящается: Праздники в детском саду / Сост. Ю.Е. Антонов;
  • Знакомство детей с устным народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт.-сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова;
  • Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой родиной: Методическое пособие;
  • Скалон Н.В. Земноводные и пресмыкающиеся Кемеровской области: Учебно-методическое пособие;
  • Скалон Т.А. Экология для детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие;
  • Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой;
  • Шустова И.Б. Азбука. Растения России: книга для чтения детям;
  • Экология для дошкольников: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. Н.В. Переволоцкая; Под ред. Л.А. Богдановой.

Организация работы строится с учётом принципов, которые взаимосвязаны и реализуются в единстве:

  • Принцип системности. Работа должна проводиться систематически, весь учебный год, при гибком распределении программного материала в течение недели.
  • Принцип сезонности. Следует по возможности использовать местные условия, поскольку содержание связано с ознакомлением детей с объектами и явлениями природы.
  • Принцип учёта условий местности. Формирование опыта взаимодействия с окружающей средой.
  • Принцип адресного подхода. Учёт индивидуальных особенностей воспитанников.
  • Принцип интеграции. Содержание тематических блоков естественно и органично интегрируется в целостный педагогический процесс.
  • Принцип координации деятельности педагогов.
  • Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

В программе «Моя малая Родина» представлены различные разделы. Все разделы объединяет познавательный, развивающий, игровой, инновационный, коммуникативный метод проведения образовательной деятельности. Они придают непосредственно образовательной деятельности привлекательную форму, облегчают процесс запоминания и освоения знаний, предлагаемого материала, национального фольклора, повышают эмоциональный фон занятий, способствуют развитию творческого мышления, воображения и творческих способностей ребёнка, развитию нравственно – патриотических чувств и качеств.

Программа рассчитана на четыре года обучения – от  трёх до семи лет.

Цель: формирование первичных представлений о малой родине, представлений о социокультурных ценностях, традициях и праздниках, об особенностях и многообразии природы родного края. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ.

Задачи:

  1. Способствовать развитию личности ребенка – наследника и носителя традиций своей семьи.
  2. Укреплять здоровье детей через приобщение к здоровому образу жизни, физкультуре и спорту.
  3. Изучить своеобразие истории, культуры, природы родного края.
  4. Развить экологическое мышление, формировать экологическую грамотность;
  5. Раскрыть значение «малой родины» в жизни человека, которая начинается с его родного дома, родного посёлка, детского сада; любовь к «малой Родине» помогает человеку выживать.
  6. Знакомить воспитанников с жизнью и деятельностью известных людей своего посёлка, области: подвиг во имя Родины может совершить и сегодня каждый человек.
  7. Формировать бережное отношение к истории и природе родного края, воспитывать желание оказывать посильную помощь своему посёлку; воспитывать чувство ответственности за свою «малую» Родину.
  8. Воспитывать эмоционально - волевые, нравственные качества личности ребенка, толерантное отношение к людям разных национальностей, вероисповеданий.
  9. Сформировать чувство ответственности за сохранение и преумножение исторического и культурного наследия.
  10. Воспитывать патриотические чувства на примере подвигов героев Яйского района.

Дополнительная образовательная программа «Моя малая Родина» реализуется в рамках  интеграции образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-личностное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».  

Тематический принцип построения образовательной среды позволяет легко вводить региональный компонент, учитывая особенности ДОУ, сотрудничая с социумом и родителями, эффективно организовать усвоение краеведческого материала детьми. Важна систематическая работа и активная поисково-познавательная деятельность педагогов, родителей и детей при сборе информации о своём крае, создании видеоматериалов.

Развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками в привлекательных видах деятельности (формы педагогической работы по введению регионального компонента):

  • тематические экскурсии, целевые прогулки;
  • эмоциональные рассказы педагога, исторические беседы;
  • интегрированные, комплексные, вариативные занимательные дела, объединённые близким по содержанию сюжетом;
  • совместная деятельность педагогов, детей и родителей: сбор информации о посёлке, подбор видео, фотоматериалов, творческие домашние задания, акции;
  • самостоятельная деятельность детей в центрах развития, продуктивная, конструктивная деятельность, развивающие игры;
  • культурно-досуговая деятельность;
  • активные формы обучения: создание разнообразных ситуаций для общения, формирование отношений, творческие задания.

Среди разнообразных форм педагогической работы с детьми наиболее значимы экскурсии и прогулки, знакомящие с жизнью посёлка и деятельностью земляков. Каждая прогулка или экскурсия – средство формирования чувств и отношений, совместное наблюдение и обсуждение, выражение чувств детей в разнообразной деятельности. Эмоциональные рассказы педагога, организация и использование образовательных ситуаций, бесед-ситуаций важны в работе; всегда найдётся возможность зародить в душе ребёнка гордость, уважение к землякам и любовь к родным местам.

 

Наверх