Дополнительные услуги:
Коррекционно-логопедическая работа в условиях логопункта
Что такое логопедический пункт и зачем он нужен?
Каких детей зачисляют в логопункт?
В каком режиме проходят занятия на логопункте?
Вместо заключения. Нормативные документы.
В последние годы резко увеличилось количество детей с нарушениями в речевом развитии. В силу специфичности работы по исправлению недостатков в речевом развитии нужна помощь специалиста, педагога – логопеда.
Чем занимается логопед?
Логопед - это специалист, который занимается выявлением нарушений речи у детей и их исправлением. Но работа логопеда комплексная и подразумевает развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики детей, т.е. всех составных частей, необходимых для образовательного процесса.
В соответствии с возрастом ребенка логопед оценивает правильность произнесения звуков, количество слов в словаре ребёнка, правильность построения фраз, коммуникативные умения.
На занятиях логопеда дети развивают подвижность артикуляционного аппарата, работают со звуками, выполняют упражнения на формирование фонематического слуха, лексико-грамматического строя.
Родители часто спрашивают: «А зачем это надо?»
Если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него:
- возникнут проблемы в общении,
- комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности;
- не научится красиво и правильно рассказывать – трудно будет грамотно излагать свои мысли;
- не сумеет различать на слух звуки – возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме,
- сложно будет научиться читать.
Без своевременной помощи логопеда ребёнок может оказаться неподготовленным к школьному обучению, а это повлечёт за собой ряд новых проблем.
Что такое логопедический пункт и зачем он нужен?
В нашем детском саду действует логопункт. Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») — это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями, т.к. у нас нет специализированных групп. Логопункт при ДОУ организуется для оказания практической помощи детям дошкольного возраста с фонетическим, фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Целью работы логопункта в дошкольном образовательном учреждении является оказание необходимой логопедической помощи детям 5 -7 лет.
Основными задачами и должностными обязанностями учителя-логопеда на логопункте являются:
- обследование воспитанников и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи;
- изучение речевого развития детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них;
- систематическое проведение необходимой коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальным перспективным планом;
- формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, помощь им в организации полноценной речевой среды;
- координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.
Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны от 6-ти месяцев до 1,5 лет. Логопед на логопункте вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия.
Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедического сада. Исходя из условий работы с детьми на логопункте, эффективность коррекционной работы по исправлению нарушений речи зависит от совместных усилий логопеда и семьи!
Каких детей зачисляют в логопункт?
На логопедический пункт зачисляются дети с 5 лет с несложными (по сравнению с диагнозами для логопедических групп) речевыми нарушениями.
Зачисление детей на логопедический пункт происходит на основании результатов диагностики устной речи (звукопроизношения) в начале учебного года (до 15 сентября).
На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи. В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу. То есть ребята из подготовительной группы. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь.
На логопункт принимаются дети с заключениями:
- нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) - ФНР;
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) - ФФНР;
- ОНР третьего уровня у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии, или НВОНР (не резко выраженное общее недоразвитие речи).
Не подлежат приему в группу
Дети с логопедическим заключением «общее недоразвитие речи» (ОНР) и «фонетико-фонематическое недоразвитие речи» (ФФНР), так как коррекция этих нарушений требует комплексного подхода и может быть осуществлена только в условиях специальной речевой группы.
В каком режиме проходят занятия на логопункте?
Индивидуальные и подгрупповые занятия - 2-3 раза в неделю.
Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия. Как часто проводятся с вашим ребенком индивидуальные занятия и их продолжительность определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей. В основном индивидуальные занятия на логопункте длятся от 10 до 15 минут. Подгрупповые до 20 минут.
Вместо заключения.
Подводя итог, необходимо отметить, что в одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей! Они должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью малыша.
Результативность коррекционной помощи ребенку зависит от степени заинтересованности и участия родителей висправлении речи. Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-логопеда отводятся упражнениям и играм, заданиям, которые рекомендует логопед. Задания усложняются при переходе ребенка в подготовительную к школе группу.