Почему ребёнок плохо говорит: честный разговор с неврологом

Интервью с детским неврологом медицинского центра
«Чудо Доктор» в городе Новокузнецке Инной Кушнарёвой.
 

-Инна Вячеславовна, действительно ли ЗРР — это распространённая проблема у современных детей?

— В настоящее время увеличилось число детей с диагнозом «задержка речевого развития». Это дети до 4-х лет, у которых наблюдается отставание в формировании речи от возрастных нормативов. С возрастом задержка компенсируется, но лёгкая недостаточность часто остаётся на всю жизнь.

Задержка в развитии речи чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. В большинстве случаев её этиология неизвестна, поэтому для точной диагностики необходимо динамическое наблюдение ребенка.

Нередко на развитие речи влияют наследственная предрасположенность или средовые факторы. Очень часто родители ссылаются на то, что в их семье были такие дети, которые долго не говорили, а потом стали разговаривать чисто и большими фразами, но такое мнение родителей часто приносит очень тяжелые последствия для речевого развития ребенка. Связано это с тем, что такое генетическое отклонение имеет свойство прогрессировать от поколения к поколению. Если у ребенка появилось подозрение на ЗРР, то следует немедленно обратиться за помощью к специалистам, пройти полное обследование ребёнка и выявить у него причины такой патологии.

— А какой уровень речевого развития является нормой?

— В норме на первом году жизни у ребенка происходит подготовка речевого аппарата к произношению звуков. Гуление, «свирель», лепет, модулированный лепет являются для малыша своеобразной игрой и доставляют ребенку удовольствие, на протяжении многих минут он может повторять один и тот же звук, тренируясь подобным образом в артикуляции звуков речи. Одновременно происходит активное формирование понимания речи.

Важным показателем развития речи до полутора-двух лет является не столько собственно произношение, сколько понимание обращенной речи. Ребенок должен внимательно и с интересом слушать взрослых, хорошо понимать обращенную к нему речь, узнавать названия многих предметов и картинок, выполнять простые бытовые просьбы-инструкции. На втором году жизни слова и звукосочетания уже становятся средством речевого общения.

По нормативным показателям до полутора лет ребёнок в основном учится понимать речь, а с 1,5-2 лет у него быстро развивается активная речь, растёт словарный запас. Количество слов, которые малыш понимает (пассивный словарь), пока больше количества слов, которые он может произнести (активный словарь). В 1,5-2 года появляются фразы из 2-х слов, в 2-2,5 года — фразы из 3-х слов, в 3-4 года — из 4-х слов и более.

Объем активного словаря:
— к 1,5 годам дети произносят 5-20 слов,
— 2-м годам — до 150-300 слов,
— 3-м годам — до 800-1000 слов,
— 4-м годам — до 2000 слов.

— Давайте резюмируем эту информацию, в каком случае родителю нужно начинать бить тревогу?

— Чаще всего родители начинают беспокоиться, если ребёнок в 2-2,5 года не пытается говорить. Однако определенные предпосылки для неблагополучия в речевом развитии родители могут заметить и раньше.

Что должно насторожить:

  • На первом году жизни — отсутствие или слабая выраженность в соответствующие сроки гуления, лепета, первых слов, реакции на речь взрослых и интереса к ней;
  • в 1 год — если ребенок не понимает часто употребляемых слов и не имитирует звуки речи, не реагирует на обращенную к нему речь, а для привлечения внимания к себе прибегает только к плачу;
  • на 2-м году — если малыш не способен разговаривать словосочетаниями, простыми нераспространенными предложениями, не выполняет просьбу «принеси игрушку», не понимает простейшие вопросы и не показывает изображения на картинке.
  • К 3-4 годам — если ребёнок не разговаривает предложениями, слова произносит со значительными дефектами, его речь малопонятна окружающим.

— Может ли ЗРР быть самостоятельным диагнозом либо она связана с другими заболеваниями?

— Возможны оба варианты. Различают темповую задержку развития речи, обусловленную дефицитом стимуляции речевого развития под влиянием недостаточного общения и воспитания. Отмечено, что в семьях со скудными речевыми побуждениями дети начинают говорить поздно и говорят мало.

Причинами задержки развития речи у ребенка может быть аутизм или общее отставание в психическом развитии, снижение слуха. В таком случае необходимо комплексное обследование ребенка врачами-специалистами (невролог, ЛОР, психиатр, сурдолог).

На речи ребёнка отражаются различные патологии внутриутробного развития: гипоксия плода, асфиксия, родовые травмы, недоношенность, повышенное внутричерепное давление у ребенка. Оказать влияние могут наследственная предрасположенность, психические расстройства, черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные в первые годы жизни детей, недоразвитость мускулов рта и лица.

— Многие родители боятся обращаться к неврологу и проходить лечение, предполагая, что лекарства могут навредить ребёнку. Прокомментируйте такие ситуации, пожалуйста.

— Любые нарушения в развитии речи — повод для безотлагательного обращения к детскому неврологу. Это тем более важно, что именно в первые годы жизни отклонения в развитии мозговых функций, в том числе речи, лучше всего поддаются коррекции. Чем позже диагностирована задержка речевого развития у детей, тем хуже прогноз.

Не стоит закрывать глаза на явные проблемы и пренебрегать врачебными рекомендациями, ведь вы в ответе за будущее человека! Отсутствие помощи в раннем возрасте детям с недоразвитием речи приводит к формированию целого ряда последствий: нарушения общения и обусловленные ими трудности адаптации в детском коллективе и контактах с другими людьми, незрелости в эмоциональной сфере и поведении, недостаточной познавательной активности.

Основными направлениями комплексной терапии при нарушении развития речи у детей являются: занятия с логопедом, психолого-педагогические коррекционные мероприятия, медикаментозное лечение. Наиболее полной коррекции нарушений развития речи способствует своевременное применение препаратов, назначение которых осуществляет врач-невролог после обследования и диагностики.

— Что вы порекомендуете родителям, чтобы снизить риск речевых проблем у ребёнка?

— Известно, что понимание речи формируется раньше, чем активное ее употребление. Чем больше вы разговариваете с еще неговорящим малышом, тем шире окажется его словарный запас, когда он заговорит.

С рождения до 6 месяцев у всех мам и пап должна быть хорошая привычка всё время разговаривать с младенцем, комментировать его действия. Например: «Наша Машенька проснулась. Сейчас мы с ней оденемся, покушаем и пойдём гулять». Для остальных людей это выглядит немного странно, но постоянно слушая чужую речь, младенец привыкает к ней и начинает повторять звуки и слова. Главное, чтобы вы говорили слова в правильной интонации, с верным ударением, чётко и ясно. Никаких «сюсюканий» не нужно, иначе малыш будет слышать слова в неправильном виде.

Родителям необходимо выучить небольшие стишки и песенки, напевая их малышу.

С полугода до года когда малыш произносит какие-то звуки, то обязательно реагируйте на них словами или фразами. Тогда у вас сформируется некое подобие диалога. Познакомьте ребёнка с животными. Покажите ему рисунок или картинку, скажите, как зовут зверька, опишите его, а потом издайте звук, который издает животное, и попросите сына или дочь повторить. Например: «Это корова. У нее четыре ноги, рога и хвост. Корова дает молоко и говорит «Мууу!». Обязательно время от времени показывайте ребёнку корову и повторяйте звуки, которые она произносит.

Начиная с 15 месяцев словарный запас малыша должен перейти из пассивного состояния в активное. То есть крошка должен начать называть вещи, движения, обозначение обстоятельств. В этот момент необходимо продолжать занятия, а не останавливаться на достигнутом.

После года стоит познакомить ребёнка с детскими развивающими книжками, где будут красочные картинки и интересные истории. Читайте их малышу, рассматривайте с ним изображения. Называйте ему предметы, цвета, характеристики. Попробуйте обсудить с ним увиденное и прочитанное. Делайте это не один раз, а регулярно, иначе пользы не будет.

Когда ребёнок начинает узнавать окружающий мир, ему становится всё интересно, он играет в «почемучку». Задача родителей не отнекиваться от него, ссылаясь на множество дел, а набраться терпения и отвечать на каждый вопрос. «Почему солнце светит?», «Почему небо голубое?», «Почему самолёт летает и не падает?» Необходимо отвечать, избегая сложных слов и терминов. Ребёнок должен понимать, что вы ему объясняете.

 

___________________________

Источник 

 

Наверх